Создание и подготовка нештатных формирований

Анализ ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в современном мире показывает, что силы постоянной готовности любой экономически развитой страны не в состоянии в полной мере обеспечить проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ без привлечения сил, созданных на нештатной или добровольной основе. В советское время таковыми являлись формирования гражданской обороны, созданию и подготовке которых уделялось особое внимание. Невоенизированные формирования ГО организовывались повсеместно на территориальном и объектовом уровнях.

История вопроса

В 90-е гг. прошлого века произошедшие в стране изменения в общественно-политической и социально-экономической областях потребовали иных подходов и идей в развитии сил гражданской обороны. Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон «О гражданской обороне», и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. № 620 невоенизированные формирования ГО были переименованы в гражданские организации ГО. Их создавали организации, имеющие и эксплуатирующие потенциально опасные производственные объекты, имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайной ситуации в военное и мирное время. Но в последующем после внесения изменений в законодательство Российской Федерации гражданские организации ГО были переименованы в нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ). Приказом МЧС России утвержден порядок их создания.

Аттестация и подготовка

Нештатные аварийно-спасательные формирования в обязательном порядке подлежат аттестации. Она определена постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».

Среди обязательных требований при проведении аттестации обратим внимание, в частности, на следующее: укомплектованность личным составом НАСФ не менее чем на 75 % должна состоять из спасателей (подлежащих аттестации). Плюс наличие условий, обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по профессиональной подготовке спасателей к выполнению заявленных видов аварийно-спасательных работ в соответствии с технологией их ведения.

В соответствии с изменениями, внесенными в 2014 г. в ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне», организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по ГО, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО). Порядок их создания определен соответствующим приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701. Такие формирования чем-то принципиально новым от ранее существовавших формирований служб гражданской обороны не отличаются.

Наконец, несколько слов хотелось бы сказать о силах гражданской обороны.

Они определены в Федеральном законе «О гражданской обороне». Помимо спасательных воинских формирований МЧС России, подразделений Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательных формирований и НФГО в нем названы также спасательные службы и специальные формирования, создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны.

Кроме этого Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

НАСФ и НФГО привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами ГО и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.