Надзор МЧС России — новые формы и методы

С начала года сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы МЧС города Юности проведено более 60 надзорных мероприятий в сфере общественной безопасности населения, в результате которых выявлено 615 нарушений действующего законодательства, вручено 40 предписаний к устранению нарушений, составлено 140 административных протоколов, наложено штрафных санкций на сумму более 1,2 млн. рублей.


Одними из приоритетных направлений деятельности надзорных органов МЧС России по исполнению своих государственных функция являются государственный надзор в области гражданской обороны и надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Эти надзоры осуществляются в целях обеспечения выполнения предприятиями, организациями, учреждениями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства РФ в области гражданской обороны, в целях обеспечения соблюдения установленных нормативно правовых актов, в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Характерными примерами в последнее время проведения таких надзорных и профилактических мероприятий сотрудниками отдела надзорной деятельности МЧС являются проверки в отношении градообразующих предприятий нашего города Авиационной холдинговой компании «Сухой» и Комсомольского нефтеперерабатывающего завода. В результате проведенных проверок проведено консультирование обучающего характера, организациям оказана методическая помощь по выявлению недостатков и предложены мероприятия к устранению недостатков в организации системы гражданской обороны и обеспечения комплекса мероприятий по подготовке к защите своих работников от опасностей, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций. В настоящее время в организациях активно принимаются меры к устранению выявленных нарушений.

С 1 января 2018 года федеральным законодательством вводится новый формат организации контрольно-надзорной деятельности в МЧС России и изменения в ее системе состоят в частности о переходе от сплошного контроля работы предприятий к риск-ориентированному подходу. Новый подход основан на планировании проверок и их зависимости от степени риска причинения вреда чужому имуществу. Кроме того, предусмотрено сокращение проверок при осуществлении федерального госнадзора не менее чем на 30%, а в последующие года планируется — еще на 15% ежегодно. Это произошло за счет снижения количества проверок объектов предпринимательства со стороны надзорных органов МЧС России, а именно отказа от сплошного контроля их деятельности.

Так же повышается доля предупредительно-профилактической работы и планируется переход от административной ответственности как основной меры пресечения нарушений, к профилактическим предостережениям. Это одни из результатов нового подхода в организации контрольно-надзорной деятельности МЧС России. Параллельно в МЧС России создается новая система отчетности и оценки эффективности деятельности контрольных надзорных органов. Сегодня мы оцениваем деятельность своих инспекторов в первую очередь не по количеству, а по качеству проведенных ими мероприятий, где в основу критериев входит профилактика правонарушений в сфере безопасности. Одни из первых в число пилотных ведомств, которые занялись обкаткой этого механизма, вошло МЧС России.

В целях снижения избыточного административного давления, оказываемого на предприятия и граждан при осуществлении надзорных мероприятий, а также повышения эффективности деятельности надзорных органов МЧС России, в рамках внедрения риск-ориентированного подхода были определены объекты (субъекты) надзора в отношении которых необходимо осуществлять надзорные мероприятия, а также определена периодичность проведения плановых проверок в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Так надзорные мероприятия в области гражданской обороны проводятся в отношении следующих объектов: государственные корпорации и организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне – периодичность проведения плановых проверок не чаще 1 раза в 3 года; организации, на балансе которых находятся объекты гражданской обороны – периодичность проведения плановых проверок не чаще 1 раза в 3 года;  Федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органа, иные органы власти – периодичность проведения плановых проверок не чаще 1 раза в 5 лет.

Надзорные мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводятся в отношении следующих субъектов: юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие критически важные объекты и потенциально опасные объекты, а также входящие в состав функциональных подсистем РСЧС – периодичность проведения плановых проверок не чаще 1 раза в 3 года; органы исполнительной власти, Федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, государственные корпорации и организации, уполномоченные на создание функциональных подсистем РСЧС – периодичность проведения плановых проверок не чаще 1 раза в 5 лет.

Реализация данного инновационного подхода позволит уже в течении года обеспечить более благоприятные условия для работы, снизит административные барьеры на пути развития объектов экономики, а также улучшит бизнес-климат в городе и в крае в целом. Уверен, что нововведения и принимаемые меры так же позволят повысить готовность сил и средств гражданской обороны, уровень защищенности комсомольчан от чрезвычайных ситуаций и одновременно серьезно снизить административную нагрузку на бизнес и предпринимательство.

Заместитель начальника  отдела надзорной деятельности
и профилактической работы по г. Комсомольск-на-Амуре
Антон Юрин

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *