Вопросы категорирования объектов защиты обсудили в Хабаровске сотрудники МЧС России, представители органов власти, предприниматели

12 февраля, в Главном управлении МЧС России по Хабаровскому краю состоялось публичное обсуждение вопросов отнесение объектов защиты к установленной категории риска, развития системы негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности. Все эти задачи реализуются в рамках риск-ориентированного подхода и уменьшению административного давления на социальные учреждения, малый и средний бизнес. Однако это не должно привести к снижению уровня пожарной безопасности.

Участниками семинара стали сотрудники управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления, представители различных министерств и комитета гражданской защиты Правительства Хабаровского края, бюджетных и коммерческих организаций. Также свои вопросы специалистам могли задать собеседники во всех муниципальных районах региона с помощью видеоконференцсвязи.

«На территории края внедрен и в течение трех лет реализуется риск-ориентированный подход, исключена практика сплошных проверок подконтрольных субъектов. Сегодня на уровне Правительства страны, Федерального собрания активно идёт работа по сокращению устаревших и, зачастую, противоречащих друг другу нормативных актов, некоторые из которых не пересматривались уже более 20 лет. Из сферы пожарного надзора выведено свыше 10 тысяч объектов умеренной и низкой категории риска, что составляет более 60% от общего их количества. При организации проверочных мероприятий инспекторы нацелены в первую очередь не на наказание и выявление нарушений, а на предупреждение и мотивацию, консультирование и обучение хозяйствующих субъектов», — отметил в своём докладе заместитель начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю Владимир Решетов.

В результате, общее число проверок по всем видам надзора, осуществляемых МЧС России, с 2012 года снижено в три раза. Количество привлечённых к административной ответственности лиц за последний год сократилось на 70% или в 3,2 раза, доля предупреждений увеличилась в три раза, и составила 67% от общего количества наказаний.

Сегодня все объекты защиты поделены на 6 категорий — от чрезвычайной высокого до низкого, в зависимости от характера функциональной деятельности, тяжести потенциальных негативных последствий. В соответствии с ними определена периодичность проверок — ежегодно, раз в один-два года и т.д. При этом категорию можно изменить (снизить), если провести одно мероприятие — создать подразделение пожарной охраны или подразделение, занимающееся вопросами пожарной профилактики, провести пожарный аудит объекта защиты. Но как показывает практика, этот механизм в настоящее время слабо применяется. Всего на территории края насчитывается чуть больше 128 тысяч объектов защиты. С 2017 года ежегодно в органах Государственного пожарного надзора зарегистрируется около 200 деклараций пожарной безопасности, заключений по аудиту пожарной безопасности и того меньше.

В ходе семинара участники обсудили преимущества и особенности подходов при проведении независимой оценки пожарного риска, пожарного аудита, составления деклараций в сравнении с реализацией надзорных функций инспекторами Государственного пожарного надзора МЧС России. Главная отличие в том, что принцип работы независимого эксперта – это индивидуальный подход к конкурентному объекту и соотнесение всех требований и норм к степени риска и факторам распространения негативных последствий пожара. Сотрудник же МЧС при проверке объекта применяет весь спектр имеющихся норм, который более 100 тысяч.

Несмотря на снижение административной нагрузки при применении системы негосударственного пожарного надзора, степень ответственности руководителя по обеспечению соответствующего уровня безопасности на объекте не должна становится меньше. Это его прямая заинтересованность. Вопрос стоит только в способе решения этой задачи. Также собравшиеся обсудили критерии проверки органов власти по реализации задач по обеспечению пожарной безопасности на подведомственных учреждениях.

«В последние годы на уровне межведомственных комиссий, Федерального собрания Российской Федерации активно обсуждаются законодательные инициативы и тенденции по оптимизации перечня контрольных и надзорных мероприятий, уточняются и упраздняются дублирующие нормы, критерий и в области пожарной безопасности, которые были закреплены в различных отраслевых законодательных актах. Но при всём снижении и сокращении предъявляемых требований, наша главная задача добиться повышения эффективности надзора. Так как за ним стоит жизнь и здоровье граждан», — уточнил начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю Алексей Яковлев.

Практика публичных обсуждений вопросов в сфере обеспечения пожарной безопасности будет продолжена. Следующий такой открытый семинар запланирован на 4 квартал 2020 года. К сожалению, пока бизнес-сообщество проявляет низкую активность в обсуждении этой тематики со специалистами МЧС России, в отличие от органов власти различного уровня, которые стали выражать заинтересованность в решении данных проблем.

По материалам сайта ГУ МЧС России по Хабаровскому краю